Методическая копилка










ШПАРГАЛКА ДЛЯ 
НАЧИНАЮЩИХ


Анализ работы библиотеки МОУ ______
(Примерная схема анализа работы ШБ за год)
1. Использование библиотечного фонда, в т.ч. фонда читального зала (количество читателей, книговыдача, обращаемость фонда, посещаемость). Охват чтением в библиотеке. Систематическое чтение. Сравнительный анализ с прошлым учебным годом (причины низкого уровня основных показателей, работа по повышению уровня основных показателей). Чистка фонда. Соответствие документации номенклатуре дел библиотеки.

2. Формы работы:
– массовая работа (литературные гостиные, турниры, диспуты, КВН и т. д.), их результативность;
индивидуальная работа (изучение читательского спроса, анализ читательских формуляров, последствия анализа, результативность, планы чтения);
групповая работа (беседы, обзоры, выставки), их результативность.
3. Справочно-библиографическая и информационная работа (количество и тематика информационных выставок, издание рекомендательных списков для учителей и учащихся, картотеки – виды и использование, редакция каталогов, тематические подборки литературы).
4. Воспитание культуры чтения: библиотечный архив, библиотечные уроки, темы выступлений на педсоветах, МО предметников, родительских собраниях, анкетирование с целью выявления читательских интересов, библиотечный кружок, клуб, актив, издание рукописной книги.
5. Аналитическая работа ШБ и её результативность (конкретно).
6. Программно-методическое и учебное обеспечение учебного процесса (соответствие программ и учебной литературы).
7. Работа по сохранности учебного фонда. Обеспечение учащихся учебниками.
8. Разработка авторских решений любого характера (конкретно).
9. Повышение квалификации (НПК, МО школьных библиотекарей). Работа в МО школьных библиотекарей: мероприятия для библиотекарей района на базе ШБ.
10. Заслушивание на педсоветах по результатам деятельности ШБ (темы).
11. Материально-техническое состояние ШБ.

Директор МОУ ____________________

Зав. библиотекой __________________



ОТЧЕТ
о работе школьной библиотеки МОУ _______ № ____
на _____ 20__г.
1. Ф. И. О. зав. библиотекой и библиотекаря
1) ______________________________________________________
                                         (образование и стаж библ. работы)
2) ______________________________________________________
                                         (образование и стаж библ. работы)
3) ______________________________________________________
                                         (образование и стаж библ. работы)
2. Основные показатели

Учебн.
Библ. фонд
Кол-во уч-ся
Кол-во
учител.
Читатели
Посещение
Книговыдача
фонд
общая
по отделам







 2 –
 3–5 –
 6–9 –
 74–84 –
 Д –







3.  Средние показатели:
читаемость –       посещаемость –      обращаемость –
4.  Систематическое чтение (в %):
по всем библиотекам  –
по ШБ –
Процент охвата уч-ся в библиотеках –
5. Библиотечные уроки (при К =3,0) –
6. Сохранность учебного фонда школы за учебный год (в %) —

Директор школы
Зав.библиотекой
    Дата составления



Анализ систематического чтения ____  класса
20__ – 20__ учебный год
Кл. рук. ____________________________________________

п/п
Ф. И. учащихся
№ форму-ляра

I
полугодие
II
полугодие
За год
Кол-во
посе-
щений
Кни-говы-дача
Кол-во
посе-
щений
Кни-говы-дача
Кол-во
посе-
щений
Кни-говы-дача
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26








%
_________%
_________%
_________%

I  п о л у г о д и е:
Лучшие читатели:
Малочитающие:

II  п о л у г о д и е:
Лучшие читатели:
Малочитающие:

З а  г о д:
Лучшие читатели:
Малочитающие:



Методические рекомендации по составлению
паспорта выставки
Страница
Содержание
1-я страница
№ общеобразовательного учреждения

ТЕМА ВЫСТАВКИ

город _______________ 200_г.
2-я страница
ЦЕЛЬ:

ЗАДАЧИ:
3-я страница
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Автор, название, год издания, издательство, аннотация.

1.

2.

3.

ПЕРИОДИКА

Название журнала/газеты, номер и год издания, страница, название статьи, аннотация

1.

2.

3.
4-я страница
Допускается приложение в виде фотографий выставки.



Основная внутрибиблиотечная 
документация
Общая
– положение о школьной библиотеке и правила пользования библиотекой;
– паспорт библиотеки;
– годовой и месячный планы работы;
– отчет о работе за предыдущий год;
– анализ заказа;
– функциональные обязанности зав. библиотекой и библиотекаря;
– график и расписание работы библиотеки.
По основному фонду
– книга суммарного учета;
– инвентарные книги;
– журнал с копиями накладных;
– папка актов движения фонда (списание, передача и т. д.);
– акты о проведении инвентаризации и проверок фонда;
– тетрадь учета книг, принятых взамен утерянных;
– тетрадь учета изданий, не подлежащих записи в инвентарную книгу (брошюрный фонд);
– тетрадь учета подарочных изданий;
– дневник работы школьной библиотеки;
– журнал учета справок;
– читательские формуляры.
По учебному фонду
– книга суммарного учета;
– план/отчет работы с учебным фондом;
– копии накладных по доставке учебников;
– журнал (папка) учета поступивших учебников;
– тетрадь учета брошюрного фонда;
– картотека учебников;
– папка актов движения учебного фонда (списание, передача и т. д.);
– копии бланков-заказов учебников;
– тетрадь замены учебников;
– журнал выдачи учебников по классам или индивидуальные формуляры;
– диагностическая карта уровня обеспеченности учебной литературой по областям знаний;
– отчет школы о полном количестве учебников по параллелям и областям знаний.
По аудиовизуальному фонду
– книга суммарного учета;
– инвентарные книги;
– картотека (кассеты, диски);
– инвентаризационный номер.
Оформление библиотеки
– эстетичность;
– все надписи набраны на компьютере;
– выставки книг с паспортами;
– расстановка фонда по ББК;
– полочные и буквенные разделители.



Паспорт библиотеки общеобразовательного
учреждения
Название учреждения _____________________________________
Почтовый адрес _________________________________________
Телефон ________________________________________________
E-mail __________________________________________________
Ф. И. О. руководителя образовательного учреждения (полностью)
_______________________________________________________
Ф. И. О. и официальное название должности школьного библиотекаря (зав. школьной библиотекой) _________________________________
_______________________________________________________

Печать
Дата заполнения

1. Общие сведения
1.1. Год основания библиотеки _____________________________
1.2. Этаж _______________________________________________
1.3. Общая площадь ______________________________________
1.4. Наличие специального помещения, отведенного под библиотеку: да, нет (подчеркнуть)
1.5. Наличие читального зала: да, нет, совмещен с абонементом (подчеркнуть)
1.6. Наличие книгохранилища для учебного фонда: да, нет, совмещен с абонементом (подчеркнуть)
1.7. Материально-техническое обеспечение библиотеки (оборудование, наличие средств автоматизации библиотечных процессов и др.)
_______________________________________________________
2. Сведения о кадрах
2.1. Штат библиотеки ______________________________________
2.2. Базовое образование заведующего библиотекой _____________
_______________________________________________________
2.2.1. Базовое образование сотрудников библиотеки. (Ф. И. О. каждого сотрудника библиотеки) _____________________________________
2.3. Стаж библиотечной работы заведующего библиотекой
_______________________________________________________
2.3.1. Стаж библиотечной работы каждого сотрудника библиотеки
_______________________________________________________
2.4. Стаж работы в данном образовательном учреждении заведующего библиотекой _______________________________________________
2.4.1. Стаж работы в данном образовательном учреждении
_______________________________________________________
2.5. Разряд оплаты труда по ЕТС заведующего библиотекой
_______________________________________________________
2.5.1. Разряд оплаты труда по ЕТС каждого сотрудника библиотеки
_______________________________________________________
2.6. Размер надбавок (указать источник надбавки) заведующего библиотекой ____________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
2.6.1. Размер надбавок (указать источник надбавки) каждого сотрудника библиотеки ________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
2.7. Повышение квалификации: курсы и стажировки (фамилия обучившегося, организация, год проведения)  ____________________________
________________________________________________________
2.7.1. Участие в конкурсах, награждениях ______________________
________________________________________________________
2.8. Совмещение библиотечной и педагогической деятельности: (фамилия сотрудника, количество часов) _____________________________
________________________________________________________
2.9. Владение компьютером: (фамилия сотрудника) _______________
________________________________________________________
3. График работы библиотеки _______________________________
4. Наличие нормативных документов (подчеркнуть):
4.1. Положение о библиотеке, правила пользования библиотекой: да, нет
4.2. План работы библиотеки: да, нет
4.3. Должностная инструкция заведующего библиотекой: да, нет
4.4. Должностная инструкция библиотекаря: да, нет
5. Наличие отчетной документации (подчеркнуть):
5.1. Книга суммарного учета основного фонда: да, нет
5.2. Книга суммарного учета учебного фонда: да, нет
5.3. Инвентарные книги: да, нет
5.4. Тетрадь учета изданий, не подлежащих записи в книгу суммарного учета: да, нет
5.5. Тетрадь учета книг, принятых от читателей взамен утерянных: да, нет
5.6. Дневник работы библиотеки: да, нет
5.7. Журнал регистрации и дублирования счетов и накладных: да, нет
5.8. Тетрадь выдачи учебников по классам: да, нет
5.9. Папки актов движения фондов: да, нет
5.10. Книга суммарного учета документов на нетрадиционных носителях информации (CD - ROM): да, нет
6. Сведения о фонде
6.1. Основной фонд библиотеки (экз.) _________________________
6.1.1. Естественные науки (экз.,%)
6.1.2. Прикладные науки (экз.,%)
6.1.3. Общественные и гуманитарные науки, литература универсального содержания (экз.,%)
В том числе педагогические науки (экз.,%)
6.1.4. Художественная литература (экз.,%)
6.1.5. Литература для дошкольников и учащихся 1-2 классов (экз.,%)
6.2. Расстановка библиотечного фонда в соответствии с библиотечно-библиографической классификацией: да, нет, частично (подчеркнуть)
6.3. Учебный фонд библиотеки (экз.)
6.3.1. Расстановка учебного фонда: по предметам, по классам (подчеркнуть)
6.4. Количество названий выписываемых периодических изданий
________________________________________________________
6.4.1. Для педагогических работников _________________________
6.4.2. Для учащихся ________________________________________
6.4.3. Библиотековедческих __________________________________
6.5. В фонде библиотеки имеется _____________________________
7. Справочно-библиографический аппарат библиотеки (примерный объем в карточках)
7.1. Алфавитный каталог ____________________________________
7.2. Систематический каталог ________________________________
7.3. Систематическая картотека статей _________________________
7.4. Тематические картотеки для учащихся различных возрастных групп (название, читательский адрес) ____________________________
7.5. Тематические картотеки для педагогических работников (название, читательский адрес)__________________________________________
7.6. Краеведческие картотеки и тематические подборки материалов
________________________________________________________
7.7. Картотека учебной литературы ___________________________
________________________________________________________
8. Массовая работа
8.1. Общее количество мероприятий (за год)
8.2. В том числе:
для учащихся начальной школы _____________________________
для учащихся средней школы _______________________________
для учащихся старшей школы _______________________________
для педагогических работников _____________________________
8.3. Виды массовых мероприятий ____________________________
9. Выставочная работа
9.1. Общее количество книжных выставок (за год) _______________
9.2. Основные выставочные работы (тематика, читательский адрес, количество книг) _______________________________________________
10. Индивидуальная работа с читателями
10.1. Виды индивидуальной работы (с указанием количества) ______
________________________________________________________
11.Читатели библиотеки
Количество по группам:
учащихся начальной школы _________________________________
учащихся средней школы ___________________________________
учащихся старшей школы ___________________________________
педагогических работников _________________________________
других __________________________________________________
12. Основные показатели работы
12.1. Книговыдача (за год) __________________________________
12.2. Книгообеспеченность _________________________________
12.3. Обращаемость основного фонда (без учебников) ___________
12.4. Посещаемость _______________________________________




Новинки  профессиональной  литературы



                                          Дорогие коллеги!
  Предлагаем вашему вниманию информацию о новой профессиональной литературе.


1.Информационные компетенции младших школьников : библиотечно-библиографические уроки / авт.-сост. М.А. Багаева. – Волгоград : Учитель, 2011. – 247 с. – (В помощь  библиотекарю).  
От информационной грамотности – к читательской культуре.
Использование современных педагогических технологий для формирования информационных компетенций и читательской культуры младших школьников – важное условие организации обучения, развития и воспитания детей. Предлагаемые формы проведения занятий (виртуальные экскурсии и путешествия по страницам книг, тематические уроки-обзоры, уроки-персоналии, конференции с элементами игровой деятельности)позволят педагогам и организаторам школьного досуга поддерживать читательский интерес, развивать читательскую деятельность учащихся начальной школы. В книге предложены эффективные творческие модели и проекты занятий для их практической реализации в библиотечном обслуживании, в учебно-воспитательном процессе в целом.
Данное издание предназначено библиотекарям, учителям начальных классов, организаторам внеклассной работы общеобразовательных учреждений и центров дополнительного образования детей. 


2. Основы  информационной  грамотности  школьника :  программа, занятия  с  учащимися  5-6  классов / авт.-сост. И. Б. Горшкова, Л. Н. Захарова, Г. В. Ежкова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 254 с. – (В помощь  библиотекарю).
Информационная грамотность – это способность найти, отобрать, систематизировать и проанализировать информацию.
Неотъемлемой частью общеобразовательного процесса является обучение школьников основам библиотечно-информационной культуры. В данном пособии представлены тематический план и разработки занятий, направленные на формирование у школьников 5-6 классов информационной грамотности: обучение рациональным приёмам работы с любыми типами и видами документов, а также развитие умений искать, анализировать и правильно применять  найденную информацию.
Пособие предназначено школьным библиотекарям, а также может быть полезно педагогам дополнительного образования и классным руководителям. Материалы рекомендуемого пособия будут интересны учащимся средних классов и широкому кругу читателей. 
3. Диалоги о культуре : беседы, «круглые столы», пресс-конференции / авт.-сост. А. А. Егорова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 173 с. – (В помощь библиотекарю).
В данном пособии представлены сценарии различных мероприятий для школьников, посвященные важным составляющим русской культуры. Понятие культуры в контексте данного пособия представлено достаточно широко: от первых уроков вежливости для учащихся начальной школы до уроков памяти и благодарности для старшеклассников. Составители пособия предлагают интересные и познавательные беседы, импровизированные пресс-конференции, «круглые столы», посвященные русской печке и березке, задорной частушке и знаменитым народным промыслам, приглашают на встречу в Третьяковскую галерею, рассказывают о знаменитых шедеврах мировой культуры, созданных под воздействием великой силы любви.
Предназначено сотрудникам библиотек, может быть полезно классным руководителям и организаторам детского досуга в школе.

4.Творческий опыт работы с книгой : библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т. Р. Цымбалюк. – 2-е изд. – Волгоград : Учитель, 2011. – 135 с. – (В помощь библиотекарю)«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».
                                             К. Д. Ушинский.
В предлагаемом пособии представлен опыт работы с книгой, позволяющий школьным библиотекарям в содружестве с учителями расширить границы обычных уроков, наполнить их новым содержанием, пересмотреть и сравнить творческие находки коллег со своими, организовать работу с книгой в интересах ребенка.
Предложены такие активные формы занятий как викторины, интеллектуальные турниры, ролевые игры, конкурсы, литературные путешествия и вечера, устные журналы, читательские часы.
Пособие предназначено библиотекарям, может быть полезно организаторам детского досуга, классным руководителям, педагогам.


5. Мастер-классы для школьных библиотекарей. Вып.3: методические рекомендации, мероприятия по направлениям воспитания, библиотечно-библиографические олимпиады / авт.-сост. Е. В. Илдаркина, В. Б. Антипова. – М. : Глобус, 2010. – 304 с. – (Уроки мастерства).
Рекомендуемое методическое пособие содержит практические рекомендации по организации работы школьной библиотеки по разным направлениям и разработки различных мероприятий: уроков-диалогов, библиотечных и развивающих игр, викторин, брейн-рингов, путешествий, а также библиотечно-библиографические олимпиады.
Книга будет интересна не только школьным библиотекарям, но и сотрудникам других библиотек (муниципальных, ведомственных и др.), а также организаторам воспитательной работы, студентам педагогических вузов, слушателям курсов повышения квалификации.

Профессиональная библиотека.

BiblioГид. Списки лучших детских книг, новинки и рецензии, писатели и иллюстраторы

School Libraries Worldwide. Журнал «SLW» - официальный профессиональный и научный журнал Международной Ассоциации школьных библиотек (IASL). Издается два раза в год: в январе и июле. Доступен только «on-line». В журнале публикуются различные материалы о научной и практической работе школьных библиотек. (Язык – английский) 

Schoolibrary.org это наилучший источник информации по теме school library. Здесь также представлены другие интересные разделы. Надеемся, что вы найдете то, что ищете

«БиблиоШОК» – сообщество, созданное для объединения библиотекарей образовательных учреждений, применяющих информационные технологии для совершенствования информационно-библиотечного обслуживания, а также для всех неравнодушных к книге и чтению

Международный центр библиотечного сотрудничества.МЦБС является рабочим органом Российского комитета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех". 

Методобъединение. Сайт виртуального методического объединения библиотек, работающих с молодежью 

Общественно-государственная экспертиза учебников на на сайте
fsu-expert.ru. Вы можете оценить качество учебника по предложенным критериям, дать комментарии к поставленным оценкам, задать вопросы или высказать пожелания относительно качества какого-то отдельного учебника из Федерального перечня прямо на странице, которая представляет всю информацию об интересующем Вас учебнике, используя для этого форму «Комментарии» внизу страницы учебника

Опыт обслуживания молодежи в зарубежных библиотеках  
http://ylibex.livejournal.com/

Покровъ. Благотворительный фонд поддержки подрастающего поколения. Национальная программа «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России».




Актуальные документы
является ведущим разработчиком и производителем электронных изданий на всех технологических платформах (CD, DVD, Интернет, мобильный Интернет, гибридный Интернет).
от 24.08.2000 №2488

Основанная в 1995 году, в 2001 году компания вошла в группу компаний e-Style и в настоящее время является лидером в сфере производства электронных справочных энциклопедий, изданий по искусству и культуре, научно-познавательных изданий, художественных и музыкальных произведений, а также обучающих мультимедиа-продуктов для учреждений образования и широкого круга пользователей…   Компания «КМ Образование» была основана в декабре 2006 года как поставщик услуг и решений для профессионального обучения и поддержки пользователей информационного интегрированного продукта «КМ-Школа» компании «Кирилл и Мефодий».
За год работы компанией разработан и проведен целый комплекс мероприятий, способствующих эффективному развитию информационно-образовательной среды учреждений образования: очное и дистанционное обучение учителей, администрации учебного заведения и тьюторов работе в «КМ-Школе»; региональные презентационные и очные тематические семинары для пользователей и тех, кто еще только собирается ими стать; организация тренингов и конкурсов…



На портале активно оцениваются и обсуждаются школьные учебники из федеральных перечней, организуются форумы по различным актуальным проблемам образования.
Осваиваются сетевые формы методической работы. Создается профессионально ориентированная социальная сеть, причем объединненная не калейдоскопом тематик, а сосредоточенная на одной из важнейших проблем - на проблеме качества современного школьного учебника.

 Издательства, выпускающие учебники 


Формы библиотечных мероприятий

Традиционной формой групповых мероприятий являются различные виды 
громких чтений:
  • комментированное чтение – форма устного знакомства с произведениями литературы, предусматривающая чтение текста вслух с комментариями чтеца и обсуждением прочитанного
  • литературные чтения – художественное исполнение произведений, своеобразный «театр одного актера»
  • циклы чтений – посвящены каким-либо событиям или жизни замечательных людей
  • краеведческие чтения – нацелены на популяризацию литературы по краеведению
Библиографический обзор – это повествование о документах, в котором изложено в краткой форме их содержание и библиографические данные. Может быть тематический обзор, обзор новых поступлений. Обзор состоит из вводной части (актуальность темы, отбор документов, читательское назначение), основной части (обзор документов, их характеристика), заключения.
Устный журнал – это оперативный способ информирования о новинках отраслевой и художественной литературы. Для устного журнала характерно: постоянное название, периодичность, оперативность, актуальность и новизна предлагаемой информации. Журнал состоит из ряда разделов – своего рода «страниц», совокупность которых представляет какое-либо направление, тему. К организации устных журналов часто привлекаются и читатели.
Беседа – может быть тематической, по книге, по творчеству писателя. Используют, в основном, в работе с дошкольниками и школьниками младших классов. Рекомендуется включать игровые элементы, цель которых ввести в познавательную беседу творческие задания игрового характера. Игровые элементы помогают создать эмоциональный настрой на восприятие новой информации. Можно практиковать новые формы бесед: беседа-совет, беседа-фантазия, слайд-беседа и др.
Познавательный час может включать в себя информационное сообщение, показ слайдов, библиографический обзор, мини-викторину и т. д.
Час творчества – знакомство с творчеством художника или музыканта, с каким либо жанром искусства с последующим творческим заданием для детей.
Уроки творчества помогают раскрыть уникальные творческие возможности каждого ребенка. Дети учатся сочинять сказки, стихи, рассказы, рисовать или что-либо мастерить.
Урок мужества – цель: показать мужество защитников отечества и жестокость войны, развитие чувства патриотизма у детей. В мероприятии используется чтение стихов, отрывков из документальных и художественных произведений, прослушивание песен военных лет, встреча с ветераном, участником военных событий, просмотр документального фильма, звуковые эффекты.
Урок памяти посвящается подвигам защитников отечества с названием конкретных имён, трагическим событиям военных лет, возложение цветов к мемориалам.
Презентация книги (премьера книги) – комплексное мероприятие, цель которого – информирование читателей о новой, только что вышедшей книге. Презентации книг проходят обычно в присутствии автора, издателя и т. п., которые весьма заинтересованы в продвижении книги. В ходе презентации рассказывается о процессе создания книги, о людях, причастных к этому. Зачастую, презентации книги сопутствует ее продажа или дарение.
Диспут – это обобщение различных подходов, утверждений, наиболее обоснованных точек зрения, взглядов по какой-либо проблеме. Постановкой удачных вопросов, ведущий активизирует аудиторию, стимулирует выступления участников. Каждый участник откровенно высказывает свое мнение. Выступая, можно привести примеры из своей жизни и жизни своих товарищей, из литературы и т.д. По теме диспута подготавливается книжная выставка или подборка литературы.
Дискуссия – рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем при аргументации суждений. Различают дискуссии-диалоги, когда разговор компонуется вокруг диалога двух ее главных участников, групповые дискуссии, когда спорные вопросы решаются в процессе групповой работы. При подготовке дискуссии нужно четко сформулировать задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути ее решения. В случае необходимости, участникам предстоящей дискуссии надо ознакомиться с дополнительной литературой, заранее отобранной и предложенной библиотекарем. В начале мероприятия ведущий обосновывает выбор темы, уточняет условия дискуссии, выделяет узловые моменты обсуждаемой проблемы. Главный момент мероприятия – непосредственный спор участников. Завершив дискуссию, необходимо подвести ее итоги.
Обсуждение книги – рассматриваются различные точки зрения по поводу определенной книги, разговор идет о ее художественных и содержательных достоинствах и недостатках. Обсуждается актуальность тематики, затронутых проблем, форма подачи материала и т. д. Подготовительный этап – подбор произведения и темы для обсуждения. Далее идет сбор и обработка информации: факты, мнения литературоведов и критиков, читательских оценок. Затем надо подготовить тезисы и составить план проведения обсуждения: введение читателей в проблему, перечень и последовательность задаваемых вопросов. В процессе обсуждения необходимо организовать обмен мнениями, резюмировать сказанное, оценить результат обсуждения. Участникам (12-20 чел.) желательно собраться за круглым столом.
Читательская конференция предусматривает обмен мнениями в широкой читательской аудитории. Конференция может проводиться по одному произведению, по ряду произведений, объединенных одной темой, по творчеству писателя. На читательской конференции сталкиваются различные точки зрения, формируется коллективное мнение. Смысл конференции состоит в коллективном обсуждении, в коллективной оценке книги.
Читательско-зрительская конференция – читательская конференция с просмотром фильма по литературному произведению.
Тематические библиотечные вечера относятся к числу форм рекомендации книг, обладающих ярко выраженной позитивно-иллюстрированной направленностью, которая проявляется в ознакомлении читателей с социально значимыми примерами, выводами, фактами, событиями, изложенными в книгах. Тема вечера освещается разными средствами, включая музыку, художественное слово, изобразительное искусство, кино-фото-документы. В библиотечном вечере переплетаются две линии: познавательная и развлекательная, эмоциональная. Часто такие вечера, где выступают известные люди, привлекают внимание не только читателей библиотеки, но и жителей района в целом. Формы тематических вечеров могут быть разнообразными. Литературные и литературно-музыкальные вечера, литературно-музыкальные гостиные, киновечера, вечера поэзии и др.
  • вечер вопросов и ответов – это способ вовлечения читателей библиотеки в познавательную деятельность и метод активизации чтения отраслевой и художественной литературы. Подобные вечера проводятся по одной теме или по меняющимся темам в зависимости от изменения интересов читателей. Предварительно осуществляется сбор вопросов от читателей, затем приглашенный специалист на них отвечает.
  • вечер-диалог – форма проведения дискуссий в библиотеке, предполагающая высказывание аргументированных точек зрения, сложившихся мнений.
  • вечера встреч с интересными людьми: писателями, учеными, общественными деятелями и т.д.
  • бенефис читателя – это комплексное мероприятие, направленное на укрепление авторитета лучших читателей библиотеки, повышение их социального статуса, которое включает в себя знакомство с его биографией, деятельностью, с выставкой книг из домашней библиотеки, прослушивание его любимых музыкальных произведений и т.д. Необходимо показать роль книги в его судьбе, в становлении личности, в овладении знаниями, профессией. В детской библиотеке используется такая форма, как защита читательского формуляра, книжная выставка «Мои любимые книги» и др.
  • вечер-портрет - позволяет через книгу сконцентрировать внимание на личности человека, его творчестве, судьбе, способствует развитию и закреплению познавательных интересов к предмету его деятельности. Библиотечная специфика вечера-портрета заключается в создании целостного образа человека и его времени на основе использования печатных источников и наглядных материалов. В основу такого вечера положены конкретные книги, посвящённые историческим личностям, деятелям культуры, литературы и искусства. Поводом для подобных вечеров может послужить выход в свет новой книги или юбилей писателя, усиление общественного интереса к определённой личности.
Литературный праздник – это комплексное мероприятие, требующее серьезной подготовки. Праздник состоит из вступления библиотекаря, основной программы, в которую включены музыкальные фрагменты, инсценировки, художественные номера, конкурсы и т.п., соединенные общей темой как нитью, и заключением, где ведущий кратко резюмирует идею и итоги праздника.
  • литературный утренник - для дошкольника это праздник, где ребёнок сможет порадоваться, поиграть во множество игр и увидеть наяву своих любимых сказочных героев. В подготовке и проведении мероприятия участвуют библиотекари, воспитатели и сами дети с инсценировками и художественными номерами.
  • литературный бал может включать в себя художественное чтение, музыкальные и танцевальные номера, инсценировки литературных произведений.
Литературная ярмарка – комплекс небольших, но разноплановых мероприятий, которые проходят одновременно. Это могут быть викторины, конкурсы, встречи с интересными людьми, ролевые игры, номера художественной самодеятельности, розыгрыши призов.
Библиотечный журфикс — это встречи с интересными людьми самых разных профессий в определенный, заранее установленный день недели, сопровождаемые широкой рекламой.
Клубы по интересам, создаваемые в библиотеках, направлены на объединение вокруг библиотеки ярких людей, готовых, в свою очередь оказывать всевозможную помощь библиотеке. Деятельность такого объединения, придает библиотеке более высокий статус, делает ее более «видимой» в глазах руководства района, области, способствует ее развитию. Клубы по интересам могут иметь самую различную направленность, т. к. любая тема требует библиотечно-библиографической поддержки, Клубам характерно стабильный состав участников и регулярность встреч. Клубы создаются по инициативе самих читателей, либо библиотекарей, разрабатываются свои уставы и правила, выбирается эмблема и другая символика.
Создание кружков по интересам в библиотеках имеет цели повышения уровня знаний читателей в определенной области, развитие их творческих способностей. Занятия кружков регулируются программой, рассчитанной, как правило, на год. Для создания кружка необходимо сначала выявить интересы читателей и найти потенциальную группу участников, затем разработать, обсудить и утвердить программу занятий. Далее – доведение информации об открытии кружка до заинтересованных пользователей.
  • литературно-музыкальные салоны. Их суть заключается в камерном общении ограниченного круга знатоков и любителей классического искусства, проходящем, преимущественно в небольших, уютных гостиных, иногда при свечах, у старинного или имитирующего старину камина, рояля. При отсутствии специального помещения в гостиную умело преображают читальный зал или его часть, особо оформленный уголок с мягкой мебелью и музыкальным инструментом.

Формы мероприятий по информированию:

День информации – комплексное мероприятие, цель которого – доведение до потребителей информации о литературе, имеющейся в фондах библиотек, как новой, так и по различной тематике. Включает в себя: выставки, обзоры, консультации, информирование о библиотеке и ее услугах. Может иметь такие формы:
  • День библиотеки в школе – выход сотрудников библиотеки в образовательные учреждения с целью знакомства детей с литературой (книгами и периодикой), как новой, так и по различным темам, имеющейся в фондах библиотеки. Включает в себя: выставку книг, библиографические обзоры и информирование о библиотеке и ее услугах через раздачу буклетов и закладок.
  • День библиотеки в детском саду («Книжный десант») - выход сотрудников библиотеки в детские дошкольные учреждения с обзорами книг и периодики для педагогов, детей и родителей. Могут включать в себя по возможности: выставки детской литературы, кукольные спектакли для дошкольников, беседы-консультации для родителей по воспитанию читательской культуры у детей, мастер-классы.
  • День школы в библиотеке – проведение уроков на территории библиотеки. Преподаватели определяют тему урока, обсуждают ее с библиотекарями, а те, в свою очередь, подключаются к проведению урока: готовят выставку и обзор книг, видеоряд.
  • День специалиста или День предметника – тематические мероприятия для педагогов и специалистов, работающих с детьми, проводимые районными методическими объединениями на базе библиотеки. Специалисты РМО определяют тему, сотрудники библиотеки оформляют выставку, подготавливают библиографические списки. На самом мероприятии педагогам даются методические разработки, озвучивается интересный опыт, иногда проводятся показательные уроки для учащихся. Библиотекари проводят библиографические обзоры литературы, делятся опытом работы библиотеки по данной теме.
  • День взаимной информации – в библиотеку приглашаются представители различных учреждений, которые доводят информацию до читателей, а библиотека информирует о литературе соответствующей тематики, готовит обзоры и подборки.
Если по какой-либо актуальной теме мало литературы, то можно оформить дайджест. Это фрагменты текстов документов (цитаты, выдержки, статьи, рефераты), подобранные по определенной теме и сгруппированные таким образом, чтобы облегчить восприятие материала (от общего к частному или по тематическим направлениям). По форме представления материала дайджесты близки к тематическим подборкам (папкам). Дайджест должен иметь краткое предисловие, в котором составитель характеризует источники и критерии отбора публикаций. В обязательном порядке прилагается список источников.

Игровые формы библиотечных мероприятий

Для детей игра – сфера их социального творчества, полигон общественного и творческого самовыражения. Игра – это поиск себя в коллективе, обществе, человечестве, выход на социальный опыт, культуру, повторение социальной практики, доступной пониманию.
Игровые элементы рекомендуется использовать в различных мероприятиях, проводимых для детей, чтобы создать эмоциональный настрой на восприятие новой информации, развить умение строить диалог, способствовать формированию образного представления о предмете.
Игра-минутка – игровой элемент тематической беседы или урока для переключения внимания детей младшего возраста, отдыха, поддержания их интереса.
Интеллектуальные игры - «Что? Где? Когда?», КВН и другие. Преимущества их в том, что они предполагают соревновательность и проходят в неформальной обстановке. Они дают возможность детям проявить себя и свои знания. Такие игры способствуют приобретению опыта коллективного мышления, развивают быстроту реакции, позволяют проверить смекалку и начитанность.
Ситуационная игра – это моделирование практических ситуаций, сочетание элемента игры с определенными знаниями, носит импровизационный характер. Такие игры можно применять для закрепления правовых знаний среди подростков.
Творческие сюжетно-ролевые игры – это не просто развлекательный прием. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом и является способом организации познавательного материала. Такие игры можно применять для закрепления полученных знаний или как психологические тренинги для подростков.
Вид читательской конференции – литературный суд. Это сюжетно-ролевая игра, имитирующая судебное заседание. Участники распределяют роли судьи, защитника, прокурора, судебных заседателей, потерпевших, обвиняемых и свидетелей. Подсудимым может быть какой-либо литературный герой.
Вид читательской конференции – пресс-конференция – сюжетно-ролевая игра. Участники распределяют между собой роли представителей прессы и специалистов, которые отвечают на вопросы.
Игры-путешествия. Все они совершаются в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями. Участники игры пишут дневники, письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта этих игр – активность воображения. Предварительно дети должны изучить по определенной теме книги, карты, справочники и т.д.
Использование кукол и кукольных инсценировок в продвижении книги и чтения. 
Кукольный театр в детской библиотеке выступает как игровая форма библиотечной работы, объединяющая театр – куклу – книгу. Во время спектакля библиотекарь, заинтересовав малышей куклами, должен затем переключить их внимание на книгу и чтение. С помощью кукол можно эмоциональнее, нагляднее, доходчивее рассказать о писателе, о его творчестве, рекомендовать книги.
Сначала можно использовать в качестве игрового элемента только одну куклу, которая будет главным героем в мероприятиях на различные темы, и, возможно, станет визитной карточкой вашего библиотечного театра. Потом можно организовать театр книги и показывать инсценировки детских произведений и сказок.
Дидактические (дисконтактные) игры – это игры с готовыми правилами. Сюда можно отнести такие развивающие игры: кроссворды, заочные викторины, головоломки, библиографические пазлы, мозаики, лото, домино. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя, без видимого участия взрослого. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют детей на овладение знаниями и умениями.
В детской библиотеке могут быть библиографические пособия в форме предметных игрушек (из бумаги, глины, лоскутков и других материалов), а так же в форме книг-игрушек различной конструкции.



Примерные цели и задачи уроков
 (воспитательных мероприятий)
Цели
·  развитие речи, мышления, воображения школьников
·  воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к…….; пробуждение познавательного интереса к ………, стремления совершенствовать …………..
·  освоение первоначальных знаний о …………….
·  овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема
·  формирование личности способной к творческой деятельности;
·  формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа);
· формирование умений общаться и работать в команде
·  развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению ………..
· освоение элементарных представлений о ….
· развитие образного и логического мышления, воображения, речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых  для успешного решения  учебных и практических задач и продолжения образования;
·  освоение основ ………… знаний, формирование первоначальных представлений о ………...
·  воспитание интереса к ……….., стремления использовать ……………..знания в повседневной жизни.
· развитие способности к эмоционально-ценностному восприятия произведения изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
· овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и музыкальной деятельности;
· воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре.
·  формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества - что создает предпосылки для более успешной социализации личности;
·  возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
· укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;
· развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;
· овладение общеразвивающими  и коррегирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;
· воспитание познавательной активности, интереса и инициативы
Задачи
Образовательные:
  • обеспечить в ходе урока усвоение, (повторение, закрепление) правил, понятий, законов;
  • сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения по предмету………;
  • проверить, проконтролировать следующие общеучебные умения и навыки (составление простого плана, навыки работы со словарём, справочником…)…;
  • создать условия для отработки навыков и умений в …….
  • создать условия для отработки навыков анализа такого явления, как…….;
  • актуализировать знания о…;
  • расширить общий и ……… кругозор учащихся
Развивающие:
  • создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь)
  • создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать , обобщать познавательные объекты, делать выводы;
  • создать условия для развития памяти, внимания, воображения;
  • содействовать формированию  самостоятельной познавательной деятельности
  • содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность
Воспитательные:
  • способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
  • способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;
  • содействовать формированию патриотических чувств;
  • содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего и других народов
  • содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;
  • содействовать развитию интереса  к изучению иностранного языка;
  • содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;
  • содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;
  • содействовать воспитанию следующих нравственных качеств учащихся…, уделив внимание воспитанию активной жизненной позиции
Виды деятельности учащихся
познавательная деятельность
ценностно-ориентационная
общественная
эстетическая
досуговая
коллективная творческая деятельность
игровая
проблемно-поисковая
творческая (техническое творчество, художетсвенное, социальное)
трудовая
спортивно-оздоровительная деятельность
туристско-краеведческая деятельность
общественно-полезная









Комментариев нет:

Отправить комментарий