Советы родителям (или как научить ребенка любить книги)

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА
 Как привить интерес к чтению
(рекомендации родителям).
  
Читайте сами и с удовольствием, личный пример – великая штука.
Читайте вслух – это создает в семье атмосферу тепла и уюта.
Книга – ценный дар; покупайте книги, дарите книги, получайте книги в дар с радостью.
Поощряйте чтение периодической печати (в пределах разумного), разгадывайте сканворды и кроссворды совместно с детьми, выписывайте и читайте детские журналы.
Зная рекомендательный список литературы, вы помогаете ребенку правильно и быстро подобрать книгу.
Организуйте дома детскую библиотечку.

До и после просмотра фильма предложите детям прочитать книгу, по которой поставлен фильм.


Чтение без принуждения

Наши дети не хотят читать. Эта проблема волнует сегодня не только социологов, педагогов и психологов, но и многих родителей. Интерес к книге упал по многим причинам. Это и недостаточное внимание государства к культуре в целом и книжной в частности, и нехватка времени у работающих родителей, и конкуренция компьютерных игр, теснящих «добрую, старую книгу»…
Но в нынешней сумрачной картине детского чтения есть и светлые краски. Там, где семья, школа и библиотека сообща занимаются педагогикой детского чтения, появляются талантливые читатели. Воспитать талантливого читателя сможет каждая по-настоящему заинтересованная семья.
Нельзя забывать, что чтение – процесс творческий и глубоко личностный. Руководить чтением своего ребёнка – это значит совместно открывать необъятный мир духовных ценностей. Лучше всего постепенно, пошагово пробуждать и поощрять интерес ребёнка к книгам. Как же это осуществить? 
Прежде всего – читайте сами! Нет ничего эффективнее примера взрослых членов семьи и культивирования в доме любви к книге. Тогда у ребёнка возникает потребность в чтении естественно и незаметно.
Другое важное условие воспитания читателя – сплочение детей и взрослых «вокруг книги». Семейное чтение должно стать традицией, занятием систематическим, любимым. Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Чтение должно быть последним событием дня. Читайте каждый свободный вечер все вместе в особой духовной атмосфере!




«Научите ребенка любить книгу»

  Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!
Помните, что лучшим советчиком в воспитании детей является книга. Власть ее огромна.
Книга – это знания, хорошие мысли, помощь в труде и учебе, отдых. Мало иметь хорошую книгу, надо научить детей пользоваться ею.
Помните, что пользу приносит только разумное, хорошо организованное совместное чтение!
Советуем:
Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).
Читайте вместе со своим ребенком 10 минут каждый день (попеременно по одному предложению, абзацу, странице).
Читайте сами, показывая пример своему ребенку.
Разрешайте ребенку самому выбирать книги для чтения.
Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.
Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка дома было много красочных книг.
Посещайте с ребенком регулярно книжный магазин или библиотеку.
Дарите ребенку книги.
Поощряйте ребенка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.
Сделайте чтение приятным времяпровождением.
Всегда хвалите ребенка, если он читает.



Пусть ребёнок слушает пластинки, где профессиональные актёры читают литературные произведения.
Помните, малыш имеет право на собственное суждение, не совпадающее с вашим взглядом на прочитанное. Убеждайте, а не навязывайте своё мнение.
Некоторые родители говорят, что их ребёнок много читает, любит книги. И действительно, он первым бежит в библиотеку, читает и на переменах, и дома, и даже за едой. Оторвать его от чтения трудно, он «проглотил» сотни книг. Но если попробовать поговорить с ним о литературе, можно убедиться, как мало извлек он из прочитанного, как мало понял, запомнил.Это говорит о том, что надо настраивать ребёнка на вдумчивое чтение, беседовать с ним о книгах. Пусть дети привыкнут передавать родителям содержание прочитанного, выделять основную мысль рассказа или повести, рассказывать о любимых героях, даже зачитывать наиболее яркие эпизоды. Читая, например, произведение, посвященное прошлому, необходимо поговорить с детьми об этой эпохе, рассказать об исторических событиях, на фоне которых развёртывается действие. 
Ещё один совет родителям: приучайте ребёнка к бережному отношению к книге! Но аргументация должна носить скорее этический и эстетический характер: «Книге плохо», «Потрёпанная, она некрасивая», нежели утилитарно-экономический: «Нельзя портить книгу потому, что это вещь дорогая». Книга – не вещь, не предмет престижа, но, по выражению английского писателя и священника XIV века Ричарда де Бери, «залог вечности».


 
Уважаемые папы и мамы!
Вы хотите, чтобы ваш сын или дочь читали?
Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся!

 - Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
- Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
- Систематически читайте сами. Это сформирует у ребенка привычку видеть в доме книгу ежедневно.
- Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи, даже если произведение вам не понравилось.
- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной им книги.
- Если вы сами о нем ничего не знаете, постарайтесь спросить у кого-нибудь, никогда не поздно получить новые знания и впечатления.
- Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он сам запомнил текст.
- Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Если вы обнаружили у своего ребенка наклонности к музыке, рисованию, если он мастерит что-то своими руками, отведите его в библиотеку, где он найдет в книгах, журналах ответы на свои вопросы.
- Создайте своему ребенку небольшую, но хорошо подобранную библиотеку из произведений лучших детских писателей. Это способствует любви к чтению и бережному отношению к книге.
- Прививайте детям гигиенические навыки и привычки: не позволяйте им читать лежа, во время еды. Приучайте их по окончании чтения класть книгу на место.
- Воспитывайте бережное отношение к книге: нельзя перегибать книгу, класть в нее ручки, карандаши – от этого портится переплет, выпадают листы, нельзя рисовать на книгах, кидать их.


Счастья вам от взаимного общения с собственным ребенком и книгой!


Книга в духовной жизни ребенка
Знакомство с книгой должно начинаться с чтения вслух. До того как прочитать первое слово, ребенок должен услышать чтение матери, отца, почувствовать красоту художественных образов. Ребенок не увидит красоты окружающего мира, если он не почувствовал красоты слова, прочитанного в книге. И в дальнейшем, как бы ни был грамотен ребенок, чтение вслух должно быть одним из самых частых мероприятий семьи. Чрезвычайно желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным и постоянным праздником среди рабочих будней. При этом если сначала чтецами выступают родители, то в дальнейшем это могут делать дети. Но как вначале, так и потом очень полезно, чтобы такое чтение происходило не специально для слушателя – ребенка, а в кругу семьи, с расчетом на то, что оно вызовет и обмен мнениями. Только при помощи такого коллективного чтения можно направить читательские вкусы ребенка и выработать в нем привычку критически относиться к прочитанному.
Независимо от чтения вслух необходимо постепенно прививать ребенку и желание самому посидеть за книжкой. Самостоятельное чтение ребенка направляется преимущественно школой, особенно в старшем возрасте, но и родители могут принести много пользы, если не оставят это чтение без особого внимания… Это внимание должно выражаться в следующем:
а) должен контролироваться подбор литературы, так как наши дети держат порой в руках книги, неизвестно откуда пришедшие;
б) родители должны знать, как ребенок читает книгу; в особенности нужно бояться бессмысленного проглатывания страницы за страницей, безвольного следования только за внешней интересностью книги, за тем, что называется фабулой;
в) наконец, необходимо приучить ребенка к бережному отношению к книге.
Путь к сердцу и сознанию ребенка идет с двух сторон, с первого взгляда как будто бы противоположных: от книги, от прочитанного слова – к устной речи и от живого, уже вошедшего в духовный мир ребенка слова – к книге, чтению, написанию. Эмоционально-эстетическая подготовка к чтению и письму – важнейшее условие того, чтобы ребенок научился читать и писать – и научился не для получения отметок, а потому, что чтение и письмо необходимы в духовной жизни. Неумение читать и писать лишает его многих радостей.
С книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь. Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг. Книга может быть другом, наставником и мудрым учителем. Дети должны стремиться к уединению с книгой, к раздумьям и размышлениям. Уединение – не одиночество. Это начало самовоспитания мыслей, чувств, убеждений, взглядов. Оно возможно только при условии, когда книга входит в жизнь маленького человека как духовная потребность. Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало духовной потребностью на всю жизнь, – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое. Читайте и рассказывайте детям сказки! Родители, рассказывая детям сказки, создают в семье атмосферу тепла и уюта. А это очень важно для нормального развития ребенка. Сказка говорит с ребенком на доступном ему эмоциональном уровне. Именно поэтому персонажи могут для него служить примером. Сказки не только занимательны, они еще и воспитывают, и даже лечат. Детям необходимо почаще рассказывать сказки, для того чтобы они выросли здоровыми и уравновешенными людьми. Это поможет им избежать страхов и стрессов, обрести себя как личность, научит их преодолевать трудности и не падать духом в самых сложных ситуациях. Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок складывает, как мозаику, собственную картину мира. На ее основании он будет воспринимать различные ситуации и действовать определенным образом. Часто дети просят своих родителей читать им одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вещи, «прожить» различные модели поведения. Рассказывая детям сказки, увлекательные и поучительные, истории и басни, родители одновременно дарят и свою любовь, а родительская любовь рождает в детском характере уверенность в себе.
Лучшие, созданные на протяжении веков книги называются классическими. Это золотой фонд культуры. Классические книги отличаются тем, что их можно перечитывать всю жизнь. Классические книги наполняют наш духовный мир, и, только читая их, мы начинаем приближаться к тому, чтобы называться «культурным человеком». Тому, кто совсем не любит читать, не пристрастился  к чтению, просто не повезло: не встретилась ему первая книжка. Не нашел он заветного ключа в книжное царство… Это большое несчастье. Человек, который живет в нашем читающем мире и не любит читать, чувствует себя ущемленным, отставшим, хуже других, даже если это самый прекрасный человек. Кто поставит себе цель: читать каждый день, час, хоть полчаса, – тот обязательно полюбит чтение. Результат будет виден недели через три. Учите детей, читая, выписывать понравившиеся выражения, читать с карандашом в руках.




Комментариев нет:

Отправить комментарий